Документарные операции и торговое финансирование

Аккредитив – это обязательство банка совершить платеж бенефициару (продавцу, экспортеру) против надлежащего представления бенефициаром документов об отгрузке и других документов в соответствии с условиями аккредитива.

С точки зрения бенефициара (продавца) аккредитив является обязательством банка-эмитента (а не обязательством покупателя) заплатить денежные средства за поставленный товар.

Аккредитив широко используется в тех случаях, когда продавец сомневается в платежеспособности покупателя (то есть продавец не желает принимать платежный риск на покупателя), но в тоже время продавец не сомневается в платежеспособности банка-эмитента или подтверждающего банка, и как инструмент финансирования внешнеторговой сделки.

Роли сторон в аккредитивной операции

Приказодатель (аппликант) по аккредитиву – покупатель (товаров, работ, услуг), импортер, по поручению которого открывается аккредитив

Бенефициар по аккредитиву – продавец (товаров, работ, услуг), экспортер, в пользу которого открывается аккредитив

Банк-эмитент аккредитива – это банк, который по поручению приказодателя открывает (выпускает) аккредитив в пользу бенефициара и принимает на себя обязательство заплатить по аккредитиву против надлежащего предоставления предусмотренных условиями аккредитива документов

Исполняющий банк – банк, проверяющий представленные по аккредитиву документы и принимающий решение о платеже (акцепте, негоциации) по аккредитиву. Роль исполняющего банка как правило выполняет банк-эмитент аккредитива или подтверждающий банк

Подтверждающий банк – банк, отличный от банка-эмитента аккредитива, принимающий на себя обязательство перед бенефициаром (продавцом) заплатить против надлежащего представления документов по аккредитиву (подтверждение) вне зависимости от получения платежа/возмещения от банка-эмитента (в том числе и в случае, когда банк-эмитент не производит возмещение/платежи по причине своей неплатежеспособности, введенного моратория на платежи, санкций и т.п.)

Авизующий банк – банк, который выступает в роли посредника при передаче бенефициару сообщений относительно аккредитива в случае, если у банка-эмитента и/или исполняющего банка отсутствует возможность передать такие сообщения бенефициару напрямую; как правило, это банк, где обслуживается бенефициар.

Общий порядок расчетов по аккредитиву

  1. Экспортер и импортер заключают контракт, в котором предусматривают аккредитивную форму расчета и оговаривают все условия платежа.
  2. Импортер обращается в свой банк с заявлением на открытие аккредитива.
  3. Банк импортера (банк-эмитент) открывает импортеру аккредитив и направляет его в банк экспортера (авизующий банк).
  4. Аккредитив передается экспортеру (бенефициару).
  5. Экспортер осуществляет поставку товара.
  6. Экспортер собирает весь комплект документов, оговоренный в аккредитиве, и представляет их в свой банк.
  7. Банк экспортера проверяет документы и отсылает их в банк-эмитент для оплаты, акцепта или негоциации.
  8. Банк-эмитент проверяет документы, дебетует счет импортера на сумму платежа и выдает импортеру документы.
  9. Банк-эмитент переводит сумму платежа банку экспортера.
  10. Банк экспортера зачисляет платеж на счет экспортера (бенефициара).

Отношения по аккредитиву в международных расчетах между импортером и экспортером регулируются «Унифицированными правилами для документарных аккредитивов» (Uniform customs and practice for documentary credits) UCP600 (Публикация Международной торговой палаты № 600).

Отношения по аккредитиву в рублях при расчетах между резидентами РФ регулируются Положением ЦБ РФ «О правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П.

Аккредитив по международным правилам UCP600 и аккредитив по российскому праву являются разными расчетными инструментами, поэтому при обсуждении условий сделки с контрагентом целесообразно обращаться за разъяснениями в банк, который обслуживает/структурирует сделку.

При расчетах в форме документарного инкассо принципал (экспортер, продавец) направляет покупателю отгрузочные документы, подтверждающие выполнение продавцом своих контрактных обязательств, через свой банк (банк-ремитент), инструктируя его передать документы покупателю (импортеру) против платежа или против акцепта (если условия расчетов по контракту предусматривают отсроченный платеж).

Порядок взаимодействия всех сторон по документарным инкассо регулируется Унифицированными правилами по инкассо (Uniform Rules for Сollection), ред. 1995 г., публикация Международной торговой палаты № 522.

Документарное инкассо чаще всего используется при внешнеторговых сделках, когда стороны находятся в разных странах, и нет возможности передать счета, товарно-транспортные и т.д. документы/оплатить товар непосредственно. Посреднические функции в таких случаях выполняют банки. Банки осуществляют не только расчеты, но и передачу документов на товар.

При этом следует помнить, что в соответствии с Унифицированными правилами по инкассо при расчетах по документарному инкассо банки не принимают на себя кредитные и т.п. риски сторон внешнеторговой сделки (контракта) и не несут ответственности за оплату документов, если покупатель не может или не хочет платить. Банки выступают только в роли посредников.

Документарное инкассо следует использовать, когда деловые отношения между продавцом и покупателем основаны на доверии и опыте сотрудничества, и нет риска, что покупатель откажется платить.

Важной особенностью инкассовой формы расчетов является корректное составление экспортером инкассовых инструкций, т.к. банки будут руководствоваться исключительно этим документом. Точность и ясность условий инкассовых инструкций сэкономят время и деньги – как сторонам контракта, так и банкам.

Возможны два основных варианта оплаты документов, направленных на инкассо:

  • немедленный платеж (передача документов против платежа) – банк передает документы покупателю против платежа без отсрочки, по получении покупателем инкассового уведомления от своего (представляющего) банка;
  • отсроченный платеж (документы против акцепта) – банк передает покупателю против обязательства (акцепта) покупателя заплатить в указанный срок.
В инкассовом поручении обязательно должны быть указаны:
  • реквизиты сторон внешнеторгового контракта и представляющих их банков;
  • перечень представленных для инкассирования документов;
  • общие условия инкассо – срок оплаты инкассируемых документов, условия передачи документов (против платежа и/или акцепта, либо на иных условиях, порядок и условия оплаты комиссий и расходов банков и т.д.

Общий порядок расчетов по инкассо:

  1. Экспортер и импортер заключают контракт, в котором предусматривают инкассовую форму расчетов и оговаривают все условия платежа.;
  2. Продавец отгружает товар покупателю;
  3. Продавец передает инкассовое требование и документы на товар в свой банк (с инструкциями, на каких условиях документы можно передать покупателю);
  4. Банк продавца пересылает документы в банк покупателя;
  5. Инкассирующий банк сообщает покупателю о поступлении на его имя документов и об условиях, на которых их можно получить. Покупатель перед оплатой может ознакомиться с поступившими документами, но документы остаются в распоряжение банка до момента их оплаты;
  6. Если у покупателя нет возражений относительно документов и требований, он инструктирует банк произвести платеж и получает документы на товар;
  7. Банк покупателя, перечисляет сумму платежа в банк продавца;
  8. Банк продавца зачисляет платеж на счет продавца.

Важной особенностью инкассовой формы расчетов является корректное составление экспортером инкассового поручения, т.к. в последствие инкассирующий банк будет руководствоваться исключительно этим документом. Точность и ясность условий инкассового поручения помогут сэкономить время и деньги – как банков, так и сторон договора.

В инкассовых инструкциях обязательно указывается:

  • реквизиты сторон внешнеторгового контракта и представляющих их банков;
  • перечень представленных для инкассирования документов;
  • общие условия осуществления инкассо (срок оплаты инкассируемых документов, условия оплаты (против платежа и/или акцепта, либо на иных условиях, порядок и условия оплаты комиссии и расходов банков и пр.).

При расчетах по документарному инкассо банки не несут ответственности, если покупатель не может или не хочет платить. Банк выступает только в роли посредника. Документарное инкассо следует использовать, когда деловые отношения между продавцом и покупателем основаны на доверии, и нет риска, что покупатель откажется платить.

Главное отличие международных аккредитивов (гарантий) от инкассо:

По инкассо банк не имеет собственных обязательств платить в пользу иностранного бенефициара/банка, так как здесь платеж полностью зависит от платежеспособности и желания клиента (покупателя) произвести оплату/акцепт документов, представленных ему в рамках операции инкассо.

При условии надлежащего представления документов (требования) в банк по выпущенным банком аккредитивам или гарантиям банк обязан произвести платеж вне зависимости от платежеспособности и желания своих клиентов.
Банковская гарантия по требованию — это обязательство Банка-гаранта заплатить Бенефициару против надлежаще оформленного (в соответствии с условиями гарантии) требования Бенефициара о платеже в связи с нарушением аппликантом (клиентом Банка-гаранта) своих обязательств перед Бенефициаром.

Гарантия используется в том случае, если Бенефициар не уверен, что Аппликант выполнит свои обязательства (например, обязательство совершить платеж по контракту, обязательство выполнить прочие контрактные обязательства – вернуть авансовый платеж, совершить поставку/работы к определенному сроку, подписать контракт после завершения выигранного тендера, обязательство вернуть кредит и т.д.)

Контргарантия – это обязательства и инструкции одного банка – контргаранта, данные им по поручению своего клиента (аппликанта, приказодателя) другому банку – гаранту для обеспечения выпуска прямой гарантии в пользу Бенефициара.

Отношения по международным гарантиям и контргарантиям регулируются Унифицированными правилами для гарантий по требованию (Uniform rules for demand guarantees) URDG758 (Публикация Международной торговой палаты № 758).

Гарантии могут использоваться в торговле по открытому счету, а также дополнять расчеты по инкассо или документарные аккредитивы.

Основные виды гарантий:

  • Гарантия платежа
  • Гарантия возврата аванса
  • Гарантия надлежащего исполнения контракта
  • Гарантия исполнения обязательств в гарантийный период
  • Тендерная гарантия
  • Резервный аккредитив
  • Резервный аккредитив (stand by letter of credit, SBLC) – это обязательство банка-эмитента, аналогичное обязательству по документарному аккредитиву.

Особенности:

Резервный аккредитив – это, по своей сути, банковская гарантия, но является более гибким инструментом, чем гарантия.

Платеж по резервному аккредитиву производится по требованию бенефициара при условии (как правило) невыполнения его контрагентом (приказодателем) своих контрактных обязательств.

Резервный аккредитив может быть подчинен UCP 600, или Международной практике резервных аккредитивов ISP98, публ. МТП № 590. Такой аккредитив может быть подтвержден и исполнен другим банком, переведен второму бенефициару и т.д.